Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Мира, д.14

Беспилотные авиационные системы России: технологическое лидерство и инновации 2024

В 2023 году в Российской Федерации была запущена активная стадия «перезагрузки» системы стратегических приоритетов в области научно-технологического развития. Магистральным вектором «перезагрузки» является становление во главу угла таких целей, как «Достижение технологического суверенитета» и «Достижение технологического лидерства» — именно эти стратегические цели являются национальным приоритетом № 1 в современной России.

Одним из ключевых стратегических документов, в котором закреплены данные положения, является Концепция технологического развития на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года № 1315-р). В том числе под эгидой КТР с 1 января 2024 года запущен национальный проект «Беспилотные авиационные системы», который определяет ключевые приоритеты развития беспилотия в Российской Федерации как минимум до 2030 года. Настоящий национальный проект можно назвать одним из наиболее критических для достижения технологического суверенитета, особенно в современных геополитических условиях и возможностях специального применения БПЛА различного типа. Так, в 2023 году объем рынка БАС специального назначения вырос на 318% относительно 2022 года. Российский рынок БАС в коммерческом секторе в 2023 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 35% и составил 19,8 млрд руб. При этом, согласно прогнозам, среднегодовой темп прироста коммерческого рынка БАС в России на горизонте до 2028 года может составить 58%.

В соответствии с концепцией, разработанной при НТИ, развитие БАС в Российской Федерации предполагается осуществлять в соответствии с четырехуровневой моделью архитектуры неба: космический (управление); стратосферный (устойчивость); логистический и хозяйственный. Целеполагание, мероприятия и конкретные меры поддержки должны быть обязательно взаимоувязаны с данной моделью архитектуры неба, в том числе с привязкой к временной шкале.

При этом для всех уровней архитектуры неба можно выделить общие тренды и вызовы, необходимые для эффективного развития рынка БАС в России:

— упрощение процессов эксплуатации БАС;
— достижение минимально необходимого уровня безопасности эксплуатации БАС (не ниже уровня регулярных коммерческих перевозок);
— разработка цифровых правил полета;
— инфраструктурная унификация и внедрение принципов интероперабельности (в будущем крайне важно соблюсти принципы интероперабельности при интеграции в единую экосистему беспилотников различных сред);
— расширение функциональных сценариев применения БАС;
— функционирование в насыщенной различными объектами среде (в том числе, применение принципов X2X);
— кардинальное снижение стоимости услуг для конечного пользователя.

Отдельно необходимо выделить именно вопрос интероперабельности, который может быть реализован как на аппаратном, так и на программном уровнях. Интероперабельность крайне важна, поскольку она позволит устранить параллельное финансирование идентичных разработок по различным стандартам, но позволит получить синергетических эффект от усилий всех участников экосистемы и получить результат за более короткий срок.

Интероперабельность меняет подходы к уже привычным для всех принципам конкуренции, в том числе реализуемых за счет повышения издержек переключения. Однако в текущих условиях устоявшиеся принципы конкуренции, принципы «перетягивания одеяла на себя» в связи с нежеланием делиться прибылью являются неприемлемыми для России — необходимо совершить мощный научно-технологический рывок в максимально короткий срок. Подобное возможно только за счет объединения усилий всех участников рынка. В рамках такой игры «в долгую» государству необходимо занять роль арбитра, который донесет до всех новые правила, корректно их аргументирует и обеспечит их соблюдение.

Источник: Фонд Росконгресс.

Опубликовано: 14.01.2025

Мы используем файлы cookie

Хорошо